Пожалуй, будет правильно назвать Дерби Каунти одним из самых незаметных клубов Чемпионшипа последних сезонов. Если провести красивую аналогию, то попытка спрятаться от всеобщего внимания является объяснимым желанием после позора четырехлетней давности. Тогда Дерби за весь сезон в Премьер-лиге набрали жалкие 11 очков и одержали всего одну победу – антирекорд, который еще надо постараться ухудшить. С тех пор команда обосновалась во второй половине таблицы Чемпионшипа. За это время, конечно, были непродолжительные взлеты, которые языком английской футбольной журналистики принято называть false dawns, однако итоговая таблица, как известно, не врет: 18-е место, 14-е, 19-е, 12-е. Середина серединой. Болото. Глухомань. Понятно, почему о Дерби говорят не очень много.
Впрочем, это как раз тот случай, когда отсутствие новостей уже хорошие новости. Для Дерби – так точно. Вряд ли тем, кто поддерживает этот клуб, досадно от того, что название Дерби Каунти не мелькает в заголовках и не является темой для колонок экспертов. Что толку, если в нулевые всегда был повод, связанный с Дерби, но почти никогда он не был приятным? Растущие долги и мутные кредиты, руководители-проходимцы, трое из которых оказались за решеткой за «ведение двойной бухгалтерии и сговор с целью обмана», ну, и, конечно же, чудовищные результаты команды.
В январе 2008 года Дерби перешел в собственность американских инвесторов. Компания General Sports and Entertainment (GSE) получила 93% акций клуба, Энди Апплби занял кресло председателя, Том Глик стал исполнительным директором – оба имели немалый опыт работы в клубах НБА. Отличительной особенностью этой покупки стало то, что она была финансирована без привлечения заемных средств, то есть полностью за счет средств компании. О повторении ситуации с Глейзерами и МЮ не могло быть и речи. Да и Дерби, ходивший в долгах как в шелках, не выдержал бы еще одно долговое ярмо. В планах GSE выведение бренд клуб на принципиально новый уровень. Предпосылки для этого имеются: стадион, инфраструктура, болельщики (Дерби, с начала века прозябающий преимущественно в Чемпионшипе, имеет одну из лучших посещаемостей в стране). Однако никто не собирался штурмовать вершину стахановскими методами – постепенно, шаг за шагом, клуб оздоровляется. Том Глик, кстати, в августе этого года занял один из руководящих постов в Манчестер Сити. И это тоже признание того, что кое-что в Дерби делалось в эти годы правильно. Хотя это процесс, который практически невозможно заметить – речь ведь не идет о революции. Именно поэтому в январе 2009 года, спустя год после покупки клуба американцами, менеджером Дерби стал Найджел Клаф.
Сын великого отца, он с самого начала был обречен на невольные сравнения. Однако следует признать, Клаф-младший сумел давно доказать, что он является фигурой самодостаточной. Пусть в нем нет той же печати гениальности, который был отмечен Брайан Клаф, но Найджел заставил себя уважать, заставил признать за ним право быть самим собой и никому ничего не доказывать. За его плечами была неплохая карьера – он не забивал столько же голов, что его отец, зато гораздо больше сыграл за сборную Англии. Когда же Клаф-младший начал тренерскую карьеру, могло показаться, что он начисто лишен амбиций. Еще в 1998 году он принял скромный клуб Бёртон Альбион, выступавший в Южной Лиге, в котором задержался до того самого января 2009-го. Бёртон расположен всего в 12-ти милях от Дерби – это одно из объяснений столь удивительной преданности клубу. В Дерби уже много лет проживало семейство Клафов – Брайан остался в этом городе, когда в 1973 году со скандалом ушел из клуба, он продолжал жить в этом городе, когда тренировал Ноттингем Форест. Найджел за годы работы с Бёртоном не раз и не два отказывался от «амбициозных предложений», всегда объясняя свое решение «интересами семьи». В конце концов, когда он ушел из Бёртона, он перебрался… в Дерби.
Однако Клаф-младший ушел не только потому, что позвал именно Дерби, он ушел потому, что посчитал свою задачу в Бёртоне решенной. Прогресс, которого добился этот маленький клуб за годы работы Найджела, поражает. Бёртон и Клаф преодолевали ступеньку за ступенькой, иногда даже начинало казаться, что они стали топтаться на одном месте. Но на самом деле все это время шла кропотливая работа, итогом которой стало сначала место в Конференции, затем – маленький, зато современный стадион, развитая инфраструктура и, наконец, исторический выход в Футбольную Лигу. Найджел ушел из Бёртона, когда клуб шел на первом месте в Конференции, но он нисколько не сомневался, что этим позициям уже ничто не угрожает – потому что первое место не стало следствием случайного стечения обстоятельств (см. пример последнего выхода Дерби в Премьер-лигу), а являлось результатом эволюции, постепенного развития. И действительно, невзирая на то, что Бёртон в последних 13-ти матчах сезона 208/09 потерпел восемь поражений, команда осталась на первом месте и получила прямую путевку в Футбольную Лигу.
В Дерби Клаф первым делом заявил о «долгосрочных планах». Он говорил о том, что клубу предстоит сделать в ближайшие десять лет – не очень привычно такое слышать от наставника современного футбольного клуба, не так ли? Но Клаф не только озвучивал то, о чем вздыхает почти каждый тренер («Если бы мне дали время, которого у меня нет и никогда не будет…»), он говорил о политике или, как модно сегодня говорить, философии клуба и его руководства.
Результаты Дерби не улучшились в один день. Да этого и не могло быть. Задача избежать вылета была выполнена, а затем началась постепенная реорганизация кадрового состава. Предшественником Клафа в Дерби был Пол Джюэлл, совсем недавно уволенный из Ипсвича. Просто поразительно, насколько похожи Дерби Джюэлла и Ипсвич Джюэлла. Обе команды были хороши на бумаге, но безнадежны на поле: слишком много арендованных футболистов и футболистов на краткосрочных контрактах, слишком много отработанного материала и мало тех, для кого игра за эту конкретно команду является возможностью совершенствоваться. Как быстро расчистит эти авгиевы конюшни Мик Маккарти в Ипсвиче, покажет время, а Найджел Клаф расчищал неспешно – как и следовало ожидать.
В составе Дерби оставалось все меньше имен, но все больше Дерби походил на команду. Клуб не колебался, если поступало выгодное предложение продать одного из лидеров: Роб Халс перебрался в КПР на старте сезона 2010/11, Крис Коммонс стал игроком Селтика по его ходу, вскоре после того, как Дерби некоторое время провел в зоне плей-офф, но затем резко повалился обратно. Кадровая политика была направлена на уменьшение зарплатной ведомости и стабилизацию состава. Весьма показательны данные о динамике арендованных футболистов за годы работы Клафа-младшего: в первом его полном сезоне за Дерби играли 14 представителей других клубов, затем их осталось восемь, потом – пять, а в этом сезоне нет вовсе! В комплектации состава была сделана ставка на собственных воспитанников (один из них, Мейсон Беннетт, стал самым юным игроком в истории Дерби – его дебют состоялся в 15 лет и 99 дней), а также на недорогих футболистов, преимущественно из низших английских дивизионов или чемпионата Шотландии. Самое главное требование – эти футболисты должны иметь предпосылки для роста и прогрессировать вместе с командой. Чтобы создать здоровый в финансовом плане клуб и одновременно конкурентоспособную команду, для этого действительно требуется время.
Вчера Дерби впервые в сезоне выиграл второй матч кряду. За эффектным разгромом 4:1 Блэкпула, деморализованного переходом в Кристал Пэлас Иана Холловея, последовала трудовая победа 2:0 над Барнсли.
Стабильность – это главное, чего не хватает нынешнему Дерби, и это то, к чему – постепенно, разумеется – идет команда. Для нынешнего Дерби имеет значение такое мало контролируемое явление, как «свой день». Не в «свой день» Дерби представляет собой ничем не примечательную команду – типичный середняк. В «свой день» Дерби способен не только обыграть, но и переиграть кого угодно. В рамках Чемпионшипа, разумеется. Однако уже заметны черты хорошей, интересной команды, которая не просто понимает свои возможности, но которая умеет меняться и знает, как этого добиться. Очень часто схема игры Дерби меняется прямо по ходу игры – все потому, что большинство игроков не только умеют выполнять на поле несколько функций, они знают, как их выполнять. В этом сезоне основная схема игры Дерби – презираемая всеми «экспертами новой волны» 4-4-2. Но это на бумаге. По ходу матча команда может сыграть в три защитника, левый хав может уйти на «позицию Пирло», а центрхав выдвинется вперед и будет очень часто располагаться ближе к воротам соперника, нежели нападающие («фальшивая десятка»?).
Отличное впечатление оставляет правый фланг, где отменно взаимодействуют защитник Джон Брейфорд и хавбек Пол Куттс. Оба с полуслова понимают друг друга, и, например, стоит Куттсу сместиться в центр навстречу мячу, как Брейфорд уже открывается по флангу. Куттс летом перебрался из Престона за 150 тысяч фунтов, но уже зарекомендовал себя как один из самых острых фланговых игроков Чемпионшипа – он опасен как при стандартах, так и отличается умением отдать удобный пас под удар, буквально вложить мяч в ногу забивающему. Левый фланг послабее, но это объяснимо. Во-первых, в обороне играет Гари Робертс, которому уже идет 35-й год, а в полузащите – 17-летний воспитанник клуба, одно из открытий этого сезона Уилл Хьюз, и это не его позиция. Хьюз гораздо комфортнее чувствует себя в центре поля, где его умение дорожить мячом, аккуратно им распоряжаться, очень важно для команды. Может быть, скоро Хьюз будет играть в центре постоянно, а налево есть интересная кандидатура в лице 20-летнего Майкла Джейкобса. Он летом перешел из Нортхэмптона и отличился тем, что в дебютном матче (это был поединок Кубка Лиги со Сканторпом) отдал пять (!!!) голевых передач. Во-вторых, никто не говорит, что состав Дерби именно в версии этого сезона уже сбалансирован и готов к решению серьезных задач. Крейг Брайсон – тот самый центрхав, любящий оказываться на острие атаки. Рядом с ним – еще один молодой воспитанник Дерби Джефф Хендрик. В центре обороны идеально дополняют друг друга очень жесткий и неуступчивый Джейк Бакстон (одно из самых сильных впечатлений в этом сезоне связано с эпизодом, когда в матче на поле принципиального соперника Ноттингема Бакстон потерял равновесие, но продолжил преследовать противника, передвигаясь… на коленях, чем помешал-таки создать угрозу воротам) и любящий читать ходы наперед Ричард Кио. В атаке – Коннор Саммон, форвард не самый забивной, но, как мы знаем, некоторые модели игры требуют иметь впереди того, кто не столько забивает, сколько помогает другим. Тем более что рядом с ним куда как более разнообразные по манере игры и техническому уровню Джейми Уорд или Тео Робинсон.
Благодаря двум победам подряд Дерби поднялся на 9-е место. Впрочем, вовсе необязательно уже в этом сезоне эта команда заставит о себе говорить по-настоящему. Вполне вероятно, что она так и останется в середине таблицы: у нее нет длинной скамейки запасных, в ее составе немалый удельный вес составляют футболисты молодые или непроверенные на этом уровне. Но кто знает, может быть, эта середина и вправду со временем окажется золотой?