Дети приходят из школы: «Папа, а правда, было время, Сталин с Гитлером дружили?» Чушь собачья, говорю, Советский Союз с Германией никогда особо не сближался, разве что до 1933 года, до прихода нацистов к власти**, и поясняю на пальцах, чем отличается пакт о ненападении от союзного договора. Скажем, если я уговорился с кем-то не бить друг другу морды и не переходить определенную улицу, еще и обменялся кой-чем, это вовсе не означает, что мы по жизни друзья не разлей вода! Оказывается, нынче это многим непонятно. Ну а то, что соглашение с Гитлером в 39-м плавно вытекает из англо-французского предательства в Мюнхене в 38-м и их же фактического отказа заключать союз с СССР*** – это уже высшая материя, это не хочется слышать, это шок и выпадение в астрал! Обычное последствие – разговор о том, что Англии и Франции можно, потому что это демократические страны и они защищали общечеловеческие ценности, оберегая жизни своих солдатиков и интересы своих граждан, а вот тоталитарному Союзу – ни-ни. Ему следовало не отсвечивать, у него не могло быть никаких государственных интересов. Вот надо было сгинуть в бою за счастье Европы!
Кстати, военную помощь Чехословакии СССР предлагал. Отказались. Надеюсь, об этом в школах рассказывают, не забыли?
Нет же, судят и обличают… Умные стали. Стрелки на картах рисуют, фронты двигают, договоры переподписывают. В политику пропихивают мораль, хоть это феерический бред! А поди ж ты... И осуждают, обязательно осуждают темных, неразвитых и злобных предков. Ужо мы бы им наруководили и навоевали.
Э-эх… Да запомните же наконец: нельзя, категорически нельзя судить о событиях тех лет, исходя из того, что происходит в наши дни и чем мы с вами живем. Другие были люди, другие ценности, другие беды и заботы. Совершенно! Это всё равно что из 2013 года проклинать Великобританию года 1925-го за отсутствие всеобщего избирательного права, обвиняя в мужском шовинизе – во-первых, не наше дело, во-вторых, мало ли какие тому могли быть причины! Вот если бриты опять полезут учить – тогда этот аргумент будет весьма уместен…
Никогда не равняйте свои мелкие повседневные хлопоты и заботы – перекусить не успел, пиво нагрелось, машина плохо заводится, начальник криво посмотрел, девушка не дала – с тем, что довелось пережить тогда, в Великую отечественную войну. Не смейте! Вы, с высоты (а точнее, из подвала) 21 века под водку и обильную закусь рассуждающие о правах человека и европейском законодательстве («не научились еще пока!» О сволочи, которая малюет свастики на стенах, вообще умолчим – противодействие ей требует дела, а не болтовни), не представляете и никогда не сможете представить, что это такое – когда на карте стоит не только собственная жизнь, но и жизни всех твоих близких, и судьба твоей страны, твоего народа… То, что никогда не променяешь даже на самую вкусную жратву и самый продвинутый «айфон». Шкала ценностей тогда была совершенно другая, понимаете? А мы зачастую позволяем себе судить наших дедов – вот как-то некрасиво они выиграли ту войну, людей много положили. Да еще и картины какие-то у несчастных, ни в чем не повинных немцев вывезли…
Мы с отцом частенько спрашивали деда – почему он, будучи секретарем парткома крупного института и имея приличные (по тем временам – нынешнее безвластие как-то сложно было представить) возможности, не добыл себе и наследникам ничего, кроме лет пятьдесят не ремонтировавшейся квартиры и шкафа с книгами? Дед, Николай Яковлевич Франков, искренне и добродушно не понимал, о чем это мы, и снова уходил в себя – писал стихи о войне. Он не очень-то любил рассказывать о харьковском подполье и о каждодневном смертельном риске – о своих подвигах охотно хвастают только лжегерои, которых та война, к сожалению, тоже породила в достаточном количестве. Настоящие герои отмалчивались. Слишком это было непонятно мирным деткам, слишком страшно, слишком кроваво и неэстетично… Небось, кому и мелким покажется – дескать, чего они там напартизанили, наподпольничали, лучше бы сидели и не рыпались!
А он написал:
(стихи) Здесь каждый камень мне знаком до боли,
До той, с которой не идут к врачу.
И буду жизнью я тогда доволен,
Когда фашисту жизнь укорочу!
Не понять, нет, не понять… Да, они, деды наши, видели жизнь иначе. Кусок хлеба, любимая книга, работа - главное. Кстати, от партийной должности дед, потомственный железнодорожник, отбивался отчаянно, но люди раз за разом выбирали…
Второй мой дед, Иван Никитович Корнет, мужик суровый и жесткий, всю войну прослужил на первых советских радиолокационных станциях, в том числе в ленинградскую блокаду****. И тоже совершенно ничего не рассказывал, даже надев китель, увешанный орденами и медалями – мне даже казалось иногда, что он подсознательно (как и все в то время!) ощущает вину. Недоедал, но не так, как умирающие жители города. Рисковал, но… За то, что не в танке горел, не с винтовкой наперевес в атаку бежал, крича вместо «Ура!» нечто совершенно нечленораздельное – не до вокала было, выжить бы самому и да не позволить врагу сделать это… Как можно большему количеству врагов. За то, что сам не стрелял – только помогал это делать. А я сейчас разве что на могилу его могу прийти и сказать: «Товарищ полковник мой дорогой, сейчас, когда я стал старше, много старше, насколько же лучше тебя понимаю! И ценю то, что ты сделал, что ты жил…» Так и не был же я на том харьковском кладбище сколько лет – всё дела, всё причины уважительные, всё отмазки гнилые, на всю голову современные.
Как там довелось однажды услышать – мол, молодцы чехословаки, за небольшими исключениями сдались Гитлеру и не пикнули, зато страну и людей сберегли! Да-да, тех самых людей, которые потом активно клепали и ремонтировали на своих продвинутых и целеньких заводах технику вермахта, в знак протеста надевая какие-то не те рубашки и позволяя себе столь же мощные, отчаянно беспокоящие гитлеровцев акции неповиновения. Вроде современных норвежцев, которые под окнами маньяка-убийцы песни поют – хотя в 40-х у северян еще в достатке крутых мужиков было… Недостаточно, но было, хотя в целом картина сопротивления по Европе была – сами понимаете. То ли дело дебильные совки, которые никогда не желали учиться цивилизованному подходу – воевать нужно чужими руками, а если уж пришла беда, то нужно либо откупиться, либо, кряхтя, подставить задницу… Вдруг этим и обойдется! Нет же, советские воевать затеяли – за свою голодную, оборванную, злую, такую несвободную, но родную и любимую страну.
Потому что Родина. На которую – рот не разевай.
Любимые аргументы современных либерастов, якобы доказывающие, что на самом деле Советский Союз и его народ войну проиграли – высочайшая цена победы (а черт, не удалось за океаном отсидеться!) и нынешнее наше убожество. Вот, мол, сравните, как живут сейчас немцы и как мы, а уж народу положили... Во-первых, военные, подчеркиваю, военные потери СССР даже с поправкой на кошмар первых двух лет выглядят не так чудовищно, как это хотелось бы представить и как обожают нынче врать. Во-вторых, логика, безусловно, мощная – если посмотреть на современных монголов, то битву при Калке в 1223 году выиграли русские и никакого ига не было, правда? А результатов Крымской войны, где в числе интервентов числился Наполеон Третий, вполне достаточно, чтобы объявить проигранной и войну против Наполеона Первого в 1812-14 годах!
Выдающаяся глупость, беспамятство и предательство потомков да не послужат основанием забыть подвиги предков. Вечная память, вечное спасибо и земной поклон. Тем, кто погиб ТОГДА, кто умер потом и покинет нас в ближайшие дни и годы – ибо возраст.
Не понимаете, жители 21 столетия? А вы когда-нибудь пытались понять?..
* - думается, удивление гитлеровских генералов, подписывавших капитуляцию – а французы-то что здесь делают? – было неподдельным. Ну а нынешние ученички в разных европах уже давно привыкли, что главной битвой Второй мировой был вовсе не Сталинград, а Эль-Аламейн и Окинава. Прикол, но выдающийся подвиг армии США был повторен на других островах вдесятеро меньшими силами советской армии (в том числе и по технике, только там не 10, а больше) при вдвадцатеро меньших потерях…
** - а сказку о том, что именно Сталин привел Гитлера к власти, продолжают у нас преподавать? Ну да, тогда, наверное, и царя большевики свергли… На Сталине крови, безусловно, предостаточно, в том числе и напрасной. Но означается ли это, что на него нужно навесить ВСЁ?
*** - с той существенной разницей, что СССР никого не сдавал. Польше он ничем не обязан ни с какого боку! Было время, когда это государство виделось куда более вероятным противником, чем немцы, ага… А вот англичане с французами своей «странной войной» очень даже предали союзничка, не придя ему на помощь.
**** - РУС-1 «Ревень» и РУС-2 «Редут». Вспоминал, что одной из главных проблем было побороть предубеждение иных вояк – не верили они, что вот эта железяка может «предсказывать» вражеские налеты!