Первая неожиданность. Впервые за шесть или семь встреч появились Руслан Мармазов, Михаил Метревели и Александр Денисов. Интере-есно!
Первый вопрос, понятно, по Ваксу - был ли он предвзят (от Денисова)...
Я и сам за Коллину мог бы ответить, но не столь артистично. Всё достаточно предсказуемо - вопрос доверия арбитрам. Если бы подобное произошло в любом другом чемпионате, говорил бы кто-нибудь о предвзятости и коррупции? Дайте мне доказательства, дайте мне тех людей, которые коррумпируют - иначе я бессилен бултыхаться в этом океане разговоров о том, что кто-то кому-то дал и тем развратил, а заодно предрешил исход матча.
Коррупция не может быть частным делом судейского корпуса. Это может быть проблемой только всего футбола... Ну а я добавлю - и всего общества, футбол в этом плане совершенно неотделим от всего остального.
Коллина: "У меня нет крестных отцов, нет людей, которые пишут мне роли и тексты к ним. Все решения принимаю я сам и несу за них ответственность, какие бы дурацкие слухи ни блуждали вокруг. Я назначил этого арбитра - значит, я разделяю с ним вину за его ошибки. Ответ окончательный: ошибка была, предвзятости не было".
Задаю вопрос я в развитие темы - тогда расскажите с профессиональной точки зрения, что же там произошло. Коллина начал с комплимента г-дам Франкову (который знает, о чем арбитры переговаривались по радио) и Денисову (который вообще заполучил копию судейского рапорта) :-) Мол, ценю вашу работу, но те люди, которые слили вам информацию нарушили корпоративную этику и к тому же легко вычисляются.
"Причина, по которой Гармаш получил второе предупреждение, не существовала - а он его получил его именно за то, что он якобы самовольно покинул поле. К сожалению, это ошибка, которую нельзя отрицать".
"В правилах четко указывается, что медицинская помощь оказывается игроку за пределами поля. Его следует удалить с поля, помочь ему выбраться, а затем он по разрешению арбитра возвращается на поле. Если игра продолжается, игрок может вернуться на поле только из-за боковой линии, если нет - из-за линии ворот тоже.
Арбитр ошибся в том, что он не проконтролировал ситуацию, не убедился, что игрок и два врача не переместились за поле, но дал сигнал к возобновлению игры. Увидев в этот момент бегущего по полю Гармаша, он решил, что тот покинул поле, а потом вернулся в него без разрешения... Это ответственность не ассистента, а главного арбитра и его ошибка, к сожалению, грубая". (Тут следует понимать, что я запросил - мол, была же подсказка ассистента по радио - мол, покажи ему желтую!)
"Если исключить этот момент, то Вакс провел хороший матч - с ошибками, но с ошибками, которые практически неизбежны. Вы много чего понаписали по этому поводу, но поверьте уж, что у меня есть опыт и авторитет для вынесения суждений по игровым эпизодам - думаю, что я кое-чем заслужил такую репутацию в Европе. Повторяю: за исключением той минуты Вакс провел хороший матч".
Разумеется, вопрос о том - передернул ли Вакс в рапорте с причиной удаления? - прозвучал.
Коллина: "Я говорил о технических решениях, которые принимались на поле. В частности, Вакс был последователен в предъявлении карточек и непредъявлении оных - он не предупредил Гармаша на 40-й секунде за фол на Вильяне и точно так же не предупредил Срна за нарушение на Гусеве. При повторном нарушении он достал из кармана желтую карточку. Пенальти на Бетао не было... Таким образом, на поле всё было так, как я сказал. Другой вопрос - что было после матча. Именно в связи с этим КДК ФФУ открыл дисциплинарное расследование против арбитра Юрия Вакса. Это не означает непременное его обвинение, но призвано прояснить, что же там произошло на самом деле. В любом случае, расследование завершится вынесением определенного вердикта. До этого момента Вакс вернуться к судейству не может".
Как Коллина относится к тому, что Ринат Ахметов переадресовал претензии по судейству к президенту ФФУ - хотя всем известно, что вы, Пьерлуиджи, обладаете всеми полномочиями и совершенно непонятно, как можно вмешаться в вашу работу?
"Я бы, конечно, мог повеселиться по поводу таких выпадов - заметьте, я не комментирую ничьих высказываний, предпочитаю отстаивать собственное мнение, собственную позицию. Безусловно, я претендую на то, чтобы по отношению ко мне высказывались корректно - потому что я могу на определенном этапе начать комментировать не только вопросы судейства, но и футбольные в широком смысле". Короче, мало ли кто чего говорил, к тому же не известно, точно ли он, точно ли эти слова... Ну а если и сказал, то "мне нравится моя работа, это классный вызов, но у меня есть огромное преимущество - как только я почувствую, что на меня давят, пытаются писать мне речи, сразу будет "до свидания". Я вернусь в Италию, где, знаете ли, мне очень нравится".
О предматчевом давлении на Вакса. "Я провел с ним весь день в Донецке - очень важно в канун столь ответственного матча иметь возможность поговорить даже о банальных вещах. Насчет молодости Вакса, мол, он не выдержал давления - чепуха, этот аргумент не работает, достаточно вспомнить арбитра ФИФА из Венгрии Виктора Кошшои (Коллина называет его Кассаи - А.Ф.), который примерно в том же возрасте, но по рейтингам один из лучших арбитров мира. Я выбрал Вакса для матча в Донецке, потому что считал, что он обладает всеми необходимыми качествами".
Привет Денисову и "Футбольному уик-энду: "Привлекать в качестве эксперта по судейским вопросам человека, одного из немногих, кого УЕФА отстранила от футбола пожизненно - это то, чего лично я не понимаю, хотя не могу, конечно, навязывать свое мнение". (Понятно, речь об Олеге Орехове.)
После чего Коллина легко утопил присутствующих в международной классификации арбитров, разъясняя, каким образом осуществляются переходы, допустим, из четвертой в третью категории.
Ответ от Денисова: "А где других-то экспертов взять? И вообще у нас весь футбол такой, президента "Динамо" в свое время дисквалифицировали, а потом амнистировали..." Тут мне пришлось влезть с небольшой поправкой - не амнистировали, а сняли все обвинения, тут разница принципиальная... (Сразу предупреждаю, что ветку динамосрача по поводу 1995 года поддерживать не буду.)
Миша Метревели опять вытащил тему о том, что от Ахметова якобы кто-то потребовал извиниться за такую победу с таким судейством. Сразу говорю, что я не встречал подобных обращений к нему от сколько-нибудь официальных лиц - говорилось лишь о том, что вряд ли такая победа может доставить удовольствие... Ладно,
Коллина всё равно не стал сие комментировать, отвечая на другой вопрос Михаила: почему такая длительная пауза по комментариям, потому что страну колбасит? Коллина: "Я не могу высказывать свое мнение до КДК ФФУ, иначе получится, что я оказываю давление. Вот и всё". Воздействие на общественное мнение, как вы понимаете, здеась сугубо вторично. "Слушайте, я столько лет в этом деле - уже 35... Неужели вы считаете, что мое заявление на самом деле может прекратить все эти споры? Тогда я мог бы работать главой ООН или Папой Римским - раз уж мое слово оказывает такое судьбоносное воздействие! В общем, я предпочитаю исполнять свои служебные обязанности".
"Удалось ли вам уговорить жену, чтобы она разрешила вам еще поработать в Украине?" Коллина: "Я работаю над этим. Что касается нового контракта с ФФУ или же продления старого - узнаете, когда будут поставлены подписи. Я предпочитаю комментировать свершившиеся события".
Вопрос от Алексея Андронова: почему раз за разом центральным действующим лицом матчей "Шахтера" и "Динамо" становится арбитр? Почему центральный матч чемпионата Германии "Боруссия" Д - "Бавария" обошелся без единой симуляции и помарки, а судья Кирхер, не входящий ни в какие судейские элиты, идеально справился с этим матчем?
Коллина начал издалека - о том, что границы стерты и сейчас матчи такого уровня смотрят по всей Европе и судейские ошибки, разумеется, лупят по нашему имиджу... "Система сильна, если сильны все ее компоненты..." В общем, ушел от ответа. А что тут сказать?!
Денисов: "А может, причина всего недоверия к судьям, разговоров о предзвятости и недопуска возможности "просто ошибок", как раз в коллизии "брат - брат"?" (Думаю, читателям не нужно разъяснять дополнительно, о чем речь.) Коллина: "Я не эксперт по родственным связям... Могу лишь заметить, что ситуация, когда президент клуба становится главой национальной ассоциации, достаточно распространена. Фурсенко в России, например. Меня с моей стороны, с моей позиции интересует главное - как это сказывается на моей работе. Я наделен всеми полномочиями, только я решаю, кто будет судить, а кто не будет судить, в мою работу никто не вмешивается. Можете называть это карт-бланшем, но таковы мои требования, и если они не выполняются, то я откланиваюсь.
У меня ровные отношения со всеми - президентами клубов, журналистами, чиновниками, тренерами. Хочу чтобы вы поняли: при всем уважении к вам я не собираюсь завоевывать ваше "беневоленс", хорошее отношение. Плохо обо мне пишете, хорошо - ваше право как свободного человека, но на меня и мою работу это не оказывает ни малейшего влияния. В этом заключается моя личная свобода, совершенно бесценная вещь.
Что касается вашего "конфликта интересов", то в Италии долгое время премьер-министром был владелец футбольного клуба. Вы же не считаете, что у главы национальной ассоциации больший административный ресурс, чем у главы государства?!".
Андронов (Метревели тоже поднимал этот вопрос): "Кого бы вы ни назначили на вполне возможный Золотой матч, он не будет пользоваться доверием, и это медицинский факт... Может быть, вы сами отработаете этот матч?" Посмеялись.
После чего Леша попросил разъяснения по Алиеву (можно ли наказать его дополнительно, если судья уже оценил эпизод желтой карточкой) и можно ли наказать Шевченко, ударившего мячом в лицо Фернандиньо.
Коллина: "Я - куратор комитета арбитров. Я не работаю в КДК. А эти вопросы именно к КДК ФФУ, потому что подобные вопросы в компетенции этой инстанции! Единственное, что может сделать комитет арбитров - если будет запрос, дать техническое заключение по трактовке правил и действиям арбитра".
Вопрос по инспекторам - а если инспектор поставит судье "двойку", в то время как у вас будет другое мнение, чье перевесит? Коллина: "Мое, конечно. Это практическая ситуация, такое случалось. Я несу ответственность за арбитров и окончательное решение за мной. В принципе, мы не нарушаем принципы прозрачности - Комитет арбитров обсуждает инспекторские оценки. Лично я отсматриваю в среднем шесть матчей тура из восьми, поэтому взвалить всё исключительно на себя не могу. Тем более мнение специалиста, которым является инспектор, очень ценно. Но оно действительно не окончательно".
По карточкам, получаемым умышленно. УЕФА уже ввела правило, которое позволяет наказывать игрока, провоцирующего предупреждение, как минимум двухматчевой дисквалификацией. "Мы в Украине уже сделали один шаг в правильном направлении - отменили "сквозную" дисквалификацию во всех турнирах, сейчас дисквалификации считаются отдельно в чемпионате и Кубке. Вполне возможно, что перед началом следующего сезона исполком ФФУ рассмотрит и вопрос о модификации наказаний за желтые карточки, о которых мы говорили. Во всяком случае, я буду инициировать рассмотрение этого вопроса".
По "Днепр" - "Металлист". Дипломатично: "Конечно, по офсайдам там можно было принять лучшие решения... Но это не к Можаровскому, а к ассистенту. Что касается удаления Девича, то это, конечно, не было с его стороны игрой в футбол. Нечаянно перепутать мяч и бедро соперника довольно затруднительно".
По "Днепр" - "Оболонь". Матеус осознал, что он натворил... "Я видел его слезы, и не думаю, что здесь можно говорить о злом умысле". Скажем так - чемпионат Украины действительно очень груб, у нас заход в стык считается признаком мужественности, убрал ногу у нас называется не "поберег соперника", а "струсил". Отсюда подобные стыки - полет Матеуса, прыжок Кополовца в голкипера с мячом пару недель назад, все эти фехтовальные выпады в ничейный мяч и т.д. Комитет арбитров готовит нарезку моментов (в том числе и предоставленных УЕФА), с которыми будет разъезжать по национальным сборным и разъяснять, как нельзя играть и как нельзя играть категорически. В частности, там будет и прыжок Ракицкого в Жоао Моутиньо, момент, которые многие в Донецке (в том числе игроки и тренеры) считают совершенно нормальным и не заслуживавшим красной карточки. В общем, что-то надо делать с головами - игроки сами должны осознавать, чем они рискуют, совсем терять разум на поле нельяз категорически...